Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Алгоритм субъектов профилактики в случае насилия над детьми

Дата: 28 марта 2018 в 15:25, Обновлено 24 марта 2021 в 08:44

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОВ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ

Субъект профилактики

Порядок действий при обнаружении признаков насилия в отношении несовершеннолетнего (при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка)

Порядок действий в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью ребенка вследствие насилия

Учреждения образования

  1. В случае обнаружения признаков физического насилия в отношении несовершеннолетнего педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) организует осмотр ребенка медицинским работником с целью установления наличия угрозы жизни и здоровью ребенка.

2. В случае возникновения подозрений о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего или при получении обращений близких родственников, соседей, других граждан  педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в устной и письменной форме информирует специалиста СППС  (или) руководителя учреждения образования.

3. Специалист СППС при получении информации о возможном насилии в отношении несовершеннолетнего, а также при  обнаружении признаков насилия инициирует проведение социального расследования.

4. Руководитель учреждения образования сообщает о наличии данных фактов в отдел образования, спорта и туризма, издает приказ «О проведении социального расследования». В ходе расследования проводится объективная проверка достоверности поступившей информации.

5. В случае подтверждения фактов насилия в отношении несовершеннолетнего учреждение образования информирует отдел образования, спорта и туризма в письменном виде.

1. Учреждение образования совместно с учреждением здравоохранения организует осмотр ребенка медицинским работником. При необходимости принимаются меры по оказанию медицинской помощи (в случае госпитализации организовать сопровождение ребенка педагогом).

2. Администрация учреждения образования информирует о произошедшем отдел образования, спорта и туризма, комиссию по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, прокуратуру (незамедлительно по телефону, а в течение дня направляет письменную информацию).

      В случае возникновения острой ситуации психологического насилия по отношению к ребенку необходимо сопроводить несовершеннолетнего к педагогу-психологу в учреждении образования либо в СПЦ.

  • 1.При получении информации от иных субъектов профилактики, обращений от близких родственников, соседей, других граждан, поручает специалистам СППС   учреждения образования провести социальное расследование с участием представителей СПЦ.

2. В течение 3-х дней комиссионно организует изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего с обязательным составлением акта обследования.

3. В случае подтверждения информации о насилии в отношении несовершеннолетнего отдел образования, спорта и туризма информирует органы внутренних дел, прокуратуру, управление образования, комиссию по делам несовершеннолетних, райисполком.

 4. Организует проведение реабилитационной и профилактической работы с ребенком.

Отдел образования, спорта и туризма

Организации здравоохранения

  1. Обеспечивают ежегодное проведение осмотра детей, посещающих учреждения образования. В случае появления подозрений о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего информирует руководителя учреждения образования.
  2. В случае появления подозрений о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего, возникших в ходе медицинского патронажа, информируют отдел образования, спорта и туризма,  инспекцию по делам несовершеннолетних РОВД.

1. Проводят медицинский осмотр в случае обращения с целью оценки состояния здоровья ребенка, при необходимости – оказывают медицинскую помощь, назначают адекватное лечение.

2. Информируют отдел образования, спорта и туризма, органы внутренних дел, прокуратуру  о несовершеннолетнем, подвергшемся насилию.

Органы внутренних дел

  1. Информируют отдел образования, спорта и туризма о выявленных фактах насилия в отношении несовершеннолетних.

  1. Осуществляют изучение и анализ информации, поступившей из организаций здравоохранения, отдела образования, спорта и туризма, учреждений образования, иных учреждений и организаций, граждан о фактах насилия в отношении несовершеннолетних.

  1. Принимают меры реагирования в отношении выявленного случая.

Органы по труду, занятости и  социальной защите

  1. 1. При проведении обследования семей для назначения различных видов социальной помощи, ежегодного обследования семей, воспитывающих детей-инвалидов, в случае выявления признаков неблагополучия в семьях информируют отдел образования, спорта и туризма.
  2. 2. При обращении в «кризисные комнаты» граждан (семей) по вопросам домашнего насилия информируют  отдел образования, спорта и туризма, в случаях, если в данных семьях воспитываются несовершеннолетние дети.

Источниками информации о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего могут быть члены семьи ребенка, специалисты различных учреждений и организаций, сверстники, друзья, соседи, иные заинтересованные граждане, а также сам ребенок. Информация может быть получена в ходе проведения медицинского осмотра, психологической диагностики, наблюдений за ребенком, семьей.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Характерные  признаки

Виды насилия

физическое

сексуальное

эмоционально-психологическое

у детей –

жертв насилия

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

- Необъяснимо возникшие кровоподтеки;

- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли);

- след от укуса на коже;

- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

- наличие на голове участков кожи без волос, кровоподтеки на голове;

- необъяснимые следы от ожогов;

- необъяснимые повреждения и переломы костей, вывихи, раны, синяки (на щеках, глазах, ушах, губах, животе, ягодицах, плечах, бедрах, синяки в виде отпечатков пальцев);

- повреждения внутренних органов травматического характера (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок);

- необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств;

 - на теле ребенка имеются следы разной давности (раны, кровоподтеки, ссадины и т. д.);

- рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга;

- ребенок часто выглядит уставшим или больным.

На неслучайный характер травм может указывать:

- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ:

- страх при приближении родителя к ребенку («группирование» при попытке взрослого дотронуться или погладить по голове);

- пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность, негативизм;

- общее избегание физического контакта;

- застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка);

- необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);

- страх перед уходом из школы/детского сада домой;

- учащение случаев причинения себе вреда — саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, курение), суицидальные попытки;

- побеги из дома;

- ношение одежды, неподходящей к погодным условиям (например, шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (плохие отметки, прогулы, плохое поведение) в школе;

- жестокость по отношению к животным.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

ОРАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости, инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия).

АНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ: повреждения в прямой кишке, покраснение, расширение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

ВАГИНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ: нарушение целостности девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), вагинальные кровотечения, сопутствующие инфекции.

 - Синяки и/или укусы на внутренней поверхности бедер, груди, ягодицах, нижней части живота;

- кроподтеки с поцелуев;

- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

- резкие изменения веса (потеря или прибавление).

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

А) Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- не соответствующие возрасту сексуальные знания;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), трение о тело взрослого, беспорядочные половые связи;

- рассказывает истории сексуального содержания, рисует сексуальные сюжеты или фантазирует на тему сексуального насилия.

Б) Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, стремление к уединению, уход в себя;

- постоянная депрессивность, грустное настроение;

- частая задумчивость, отстраненность;

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей).

В) Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

-прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;

- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту;

- изменение ролевого поведения (принятие на себя родительской роли в семье);

-отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома(характерно для подростков).

Г) Изменения самосознания ребенка:

-снижение самооценки;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

-мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки;

- саморазрушающее поведение, причинение травм самому себе.

Д) Появление невротических и психосоматических симптомов:

-боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

-боязнь раздеваться;

- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;

- навязчивые страхи;

-головная боль, боли в области желудка и сердца.

- эмоциональная невосприимчивость, равнодушие;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние, депрессивность;

- сосание пальцев, монотонное раскачивание, нервный тик;

- замкнутость в себе;

- склонность к уединению, неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- не проявляет интереса к играм;

- низкая самооценка;

- беспокойство или тревожность;

- задумчивость или, наоборот, агрессивность;

- избыточная потребность во внимании;

- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

- угрозы или попытки самоубийства;

- ночные приступы страха, нарушение сна, аппетита;

- ночной и/или дневной энурез (недержание мочи);

- психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т. д.;

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология);

- замедление физического и общего развития ребенка.

у взрослых, осуществляющих насилие в отношении детей

- относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительностью;

- невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

- применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом и т. д.);

- угрозы ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...»);

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в происшедшее или отказ дать объяснения;

- описание родителем происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка;

-перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;

- неадекватная реакция на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

- позднее обращение (необращение) за медицинской помощью, которая необходима ребенку или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц; 

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

- обвинение ребенка во всех семейных проблемах;

- признаки патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность);

- рассказы о том, как их наказывали в детстве и оправдание этих наказаний;

- социальная изоляция семьи.

- совместный просмотр порнографических видеофильмов, чтение эротической литературы, рассказывание сальных анекдотов;

- использование нецензурной лексики в присутствии ребенка;

- пребывание ребенка в одной постели с родителями;

- демонстрация половых органов в виде ношения облегающей одежды, подчеркивающей половые органы, либо прозрачной одежды;

- откровенные разговоры родителей с детьми о собственной сексуальной жизни и сексуальной жизни детей;

- запугивание детей беременностью;

- строгий контроль над всеми областями жизни ребенка;

- проверка одежды, нижнего белья на предмет наличия сексуальной близости;

- слишком суровое наказание за незначительные провинности;

- запрет на наличие у ребенка секретов и тайн;

- подслушивание разговоров ребенка с друзьями, тайное прочтение его дневников, проверка его электронной почты;

-оскорбительные замечания сексуального характера.

- изоляция, отчуждение ребенка от нормального социального общения;

- угрюмость, отказ от обсуждения проблемы;

- оскорбление ребенка;

- формирование стабильного чувства страха;

- поддержание постоянного напряжения;

- угрозы;

- брань;

- издевки;

- запугивание наказанием;

- привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку;

- предъявление к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться;

- суровое наказание ребенка;

- чрезвычайная критичность по отношению к ребенку;

- обвинение или публичное унижение  ребенка;

- злость и устрашающее поведение;

- негативная характеристика ребенка;

- перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослых;

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Возрастные особенности психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить насилие в отношении несовершеннолетнего:

Возраст  0–6мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы.

Возраст 6мес.–1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.

Возраст 1,5–3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3–6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста), болезненное отношение к критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т.п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, жалобы на боли в животе и т.п.

Примечание: о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего необходимо судить не по одному из вышеперечисленных признаков, а по их совокупности.

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ФОРМА УЧЕТА СВЕДЕНИЙ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

  1. ФИО несовершеннолетнего, дата рождения.
  2. Дата, время и место проявления насилия в отношении  несовершеннолетнего.
  3. Источник получения информации.
  4. Адрес проживания семьи.
  5. Сведения об обидчике: ФИО, возраст, место работы.
  6. Краткое описание случившегося.
  7. Последствия.
  8. Принятые меры.

Должность специалиста                         подпись                                    ФИО

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.